мотивация на учебу у детей

Как мотивировать ребенка на учебу в 1 классе — советы и рекомендации родителям

Любовь к знаниям, радость учебы, удовольствие от выполнения домашних заданий присущи не каждому школьнику. Многие родители, отправив ребенка в 1 класс, понимают – необходимо способствовать его мотивации к осваиванию «гранита науки».

Именно в этом возрасте закладывается интерес к постижению знаний, дальнейший вектор образовательного развития. Каждый детский психолог тверд во мнении: если ученик в начальных классах будет отличником или хорошистом – в дальнейшем у него возникнет больше шансов к обладанию хорошими оценками и даже красным дипломом. При плохой учебе в первом классе школьник сложно перестраивается впоследствии.

Получать хорошие оценки в средней школе, а тем более – в старших классах ему становится затруднительно или практически невозможно. Взрослые на собственном опыте знают то, что школа – своего рода игра, быстро вытесняющая аутсайдеров. Это понимание побуждает родителей узнать, как мотивировать ребенка на учебу в 1 классе, раскрывать лидерские позиции первоклассника на его образовательном поприще.

как мотивировать ребенка на учебу в 1 классе

Факторы, препятствующие мотивации школьника к учебе

Первого сентября на школьной линейке каждый ученик воспринимает как праздник – подобно Новому году или дню рождения. Но с первыми буднями в школе азарт у ребенка угасает. При столкновении со стандартными трудностями – необходимостью что-то заучивать, писать, развивать скорочтение, его энтузиазм к обучению убывает. Как следствие – проявление невнимательности на уроках, лень, невыполнение советов учителя, домашних заданий. Какому родителю такое понравится – вопрос риторический.
Потенциальными причинами угасания желания учиться могут быть:

1. Скука – при отменной дошкольной подготовке у ребенка, благодаря которой в 1 класс он идет с умением письма и математического счета. Этот фактор – скрытая сторона преимуществ обучения до 1 класса. На школьных уроках первоклассник проходит все заново и у него пропадает интерес учиться.
2. Неполноценное воспитание, имеющее несколько крайностей: тиранию, безразличие и чрезмерную опеку.
3. Отсутствие внутри семьи единой тактики мотивации к учебе, воспитательных процессов.
4. Слишком интенсивные, навязчивые обсуждения всех нюансов поступления в образовательное учреждение. Будущий школьник перегружается информацией о приобретении формы, книг, тетрадей, ручек, выборе класса, секции, на которую необходимо записаться и т.д. На этой основе у ребенка возникает опасение школьных будней, фобии, которые, как утверждает каждый психолог, передаются от беспокоящихся родителей.
5. Возможные внутрисемейные конфликты, отсутствие атмосферы любви, благонадежности и спокойствия способны существенно ударить по желанию учиться.
6. Конфликты со сверстниками, особенно при отсутствии подобного опыта в дошкольном образовательном учреждении. В таком случае эмоциональное состояние ученика становится нестабильным, возможны проявления страхов, агрессии, апатии.
7. Необходимость соблюдения дисциплины, резко возникшая после длительной «свободы», когда у ребенка была постоянная возможность гулять в любое время и делать то, что хочется. В школе первоклассник соблюдает определенный регламент, слушается учителя и приспосабливается к жизни в коллективе.
8. Разбалансированный режим сна и бодрствования, связанное с этим переутомление.
9. Адаптационный период соблюдения нового распорядка дня, при котором требуется повышенная концентрация внимания на изучаемом предмете, усидчивость, умственная деятельность.
10. Страх не оправдать ожидания родителей и стать хуже других, получив плохую оценку, а также взаимосвязанная с ним эмоциональная нестабильность.

Здравая мотивация ребенка к учебе 1 класса направлена на сохранение полноценного здоровья детскую психику. Родителям нужно учитывать сложный этап жизни ученика и связанные с ним кризисные моменты. Школьники начинают воспринимать такие понятия, как ответственность, дисциплина, работа «на результат» через выполнение взятых на себя обязательств.

В такой переломный период детства родители должны помочь первокласснику приспособиться в новом периоде жизни и подобрать верный подход к мотивации учиться.

учеба в первом классе

Рекомендации родителям

В первую очередь, необходимо обеспечить все условия для ребенка, чтобы он сам проявлял интерес к школе. Родители должны запастись терпением, позволяющим не заставлять, а правильно подсказывать первокласснику алгоритм действий и направлять его к учебе, что позволит ему хотеть ходить в школу. Им необходимо:

  •  Контролировать дневной режим ребенка, который обязан включать время отдыха не менее 60-90 минут после школьных занятий. Ежедневно засыпая не позже 9 часов вечера, школьник лучше адаптируется к новому графику, полноценно восстанавливается за счет ночного сна. Это положительно отражается на психической активности, внимательности во время уроков.
  • Подстраивать выполнение заданий учителя таким образом, чтобы оно синхронизировалось со временем максимальной активности ребенка. Иначе проявляемый интерес к учебе будет иметь краткосрочный характер, а показатели усвоения школьного материала – снизятся. Особо актуально это требование, если способ получения образования – дистанционный.
  • Поощрять первоклассника, подчеркивать ценность преподаваемых уроков, благодаря которым он будет хорошо учиться в дальнейшем и достигнет успехов по жизни. Каждый школьник любит похвалу – она позволяет возрасти уверенности в себе, в собственных способностях, но только при отсутствии сравнения с другими детьми. Иначе динамически растущее чувство конкуренции поспособствует множеству тревожных состояний.
  • Частично участвовать в выполнении домашних заданий, направляя ученика на размышления, поиск нужного варианта действия или прилежное изучение материала. Если большую часть упражнений родители будут брать на себя – мотивации к учебе больше не станет: школьник способен самостоятельно выполнить все требования, которые назначил учитель. Результатом совместного решения задач должны стать собственные рассуждения ребенка, который только учится проводить анализ ситуации и искать возможные варианты выполнения заданий. Не нужно бояться отвечать на множественные вопросы школьника, разъяснять то, что ему не понятно.
  • Создавать больше мотивации у ребенка к получению способностей, умений, а не просто оценок. Объяснять, что цель образования – интеллектуальная развитость, знание конкретного предмета, а не просто набор высоких баллов.
  • Приучать ребенка к труду, что отвлечет от школьной программы и закрепит определенные навыки, которые понадобятся в будущем.
  • Привнести больше мотивации к активным видам отдыха, обеспечить достаточное количество развлечений и тренингов в жизнь ребенка вне школы – чтобы образовательный процесс не стал надоедливой «овсянкой на завтрак». Целесообразно позволять гулять в определенное время с друзьями (естественно, после выполнения домашнего задания), посещать спортивные секции или кружки. Неприкосновенным должно оставаться право на свободное время – при исполнении всех своих школьных обязанностей. Наличие определенного хобби положительно влияет на учебу.
  • Начать применение игровых форм обучения, что зачастую приходится делать учителю. Самостоятельная работа и банальное переписывание не стимулируют учеников на новые познания, а творческий подход с добавлением личного участия динамически формирует положительный результат – как в классе, так дома. Ребенка радует доброжелательная обстановка, в которой он лучше усваивает полученное знание, способен услышать или увидеть что-то веселое. Такой подход помогает делать предмет более наглядным и интересным, внимание малыша сосредоточено на нем длительно и впоследствии первоклассник будет хотеть посещать уроки, с энтузиазмом выполнять задания, которые назначил учитель.
  • Уместно использовать интеллектуальные игровые тренинги, упражнения соревновательного характера. В школе учеников часто делят на противоборствующие команды: этот способ позволяет без психоэмоционального ущерба увидеть ученикам собственные недостатки и поставить целью их исправление. В рамках класса стандартное личностное оценивание исключается – познавательная активность, стремление к обучению пробуждается даже у тех учеников, которые отстают в школьной программе.
  • Учитывать способ восприятия учебного материала детским сознанием. Некоторые дети эффективнее усваивают информацию на слух, другие – через зрение. Родители лучше учителей знают своего ребенка и в состоянии ему помочь максимально эффективно запоминать уроки, пройденные в школе.

Ни в коем случае нельзя кричать, применять физическое насилие, всячески принуждать, заставлять ребенка учиться. Необходимо грамотно мотивировать возможностью провести свободное время по собственному усмотрению, объяснениями сути и результатов прилежной учебы. В таком случае образовательный процесс не станет ярмом или рутиной, а примет форму некого тренинга, после завершения которого, ребенка будет ждать награда. Тогда школьное знание ассоциируется с доверительными взаимоотношениями, малыш сам начинает хотеть учиться.

Общие рекомендации

Психологическая подготовленность ученика к школе непосредственно влияет на степень его адаптации к обучению и начальный вектор постижения наук. Учитель должен помогать преодолевать первокласснику стрессовые моменты в учебе, но при этом не заставлять учиться и не делать культ из получения оценок. Такая тактика способствует лучшему усваиванию знаний.

Похвала проявленных усилий, талантов, способностей, достигнутых результатов позволяет повышать самооценку малыша, способствует его мотивации к обучению.
Исключив воспитательные ошибки, необходимо прививать первокласснику школьный образ жизни. Будет уместно, если родители проведут доверительный разговор по поводу своих школьных лет, вспомнят собственные достижения и высокие оценки.

У ребенка выстраивается менталитет, понимание сути образования, прежде всего – на примере собственных родителей, их образа жизни. Если они имеют позитивные воспоминания своих юных лет, целесообразно рассказать об этом опыте, поощряя ребенка к образовательному процессу. Важно не запрещать увлечения, хобби, секционные занятия как мальчика, так девочки. Это мотивирует на дальнейшие подвиги и вызывает желание учиться.

Уместно обсуждать уроки, которые проводит учитель, дополнять предоставленную им информацию на основании собственного опыта, предоставлять грамотные и уместные советы. Тогда ученик взглянет на занятия с нового ракурса, проявляя интерес к учебе. Знание будет его вдохновлять, хотеть идти в школу – станет привычным желанием, ведь от обучения он будет испытывать радость, воодушевление.

Как мотивировать ребенка на учебу в 1 классе - советы и рекомендации родителям

Сформировав сбалансированную самооценку, юный школьник будет хотеть учиться для достижения высоких результатов, испытывая удовольствие от учебы и предвкушая похвалу от старших за приобретенное знание.
Учитель – не последнее звено в образовательном процессе: необходимо прислушиваться к его здравым рекомендациям.
Прежде всего, он – психолог: его цель – делать атмосферу класса эмоционально комфортной. Для этого следует хвалить учеников даже за небольшие успехи, предоставлять возможность решения дополнительных сложных задач детям с высокими интеллектуальными способностями.

Школьная программа нередко с трудом усваивается сознанием ребенка – это подтверждает каждый учитель. Родители могут допускать большую ошибку, критикуя временные неудачи детей. Даже малая похвала – лучше осуждения: знает как первоклассник, так подросток, выросший с правильной мотивацией к образовательному процессу.

Задача отца и матери – выбрать подходящий способ положительного влияния на ребенка, помочь ему делать каждый урок в школе познавательным, имеющим весомое значение для самосовершенствования.

В таком случае необходимо прибегнуть ко всем нюансам мотивации, вызвать у малыша интерес учиться.
Если провести параллель между необходимостью осваивать знание и фактором, который уже умеет первоклассник, например, кататься на роликах – можно значительно повысить самооценку в детской душе и придать юному таланту сил к школьному обучению.

 

1 комментарий к “Как мотивировать ребенка на учебу в 1 классе — советы и рекомендации родителям”

  1. Спасибо за информацию. Рекомендую приобретать генератор автобус Scania только от официального дилера как оптом так и в розницу.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.